В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.
Отдыхающий Ангел решил спросить другого:
– Что же ты летаешь туда-сюда?
– Я ношу Богу послания, которые начинаются «Господи! Помоги…» А почему ты всегда отдыхаешь?
– Я должен носить Господу послания, которые начинаются «Господи! Благодарю…»
В одном городе жил очень богатый, но высокомерный и чванливый человек. Он был холост, с родственниками не общался, соседей презирал и часто осмеивал их в кругу своих друзей, таких же важных господ, как и сам. Впрочем, он не любил даже друзей, а небеса часто упрекал в том, что приходилось ему быть не самым богатым, не самым знаменитым и не самым почитаемым человеком в городе.
И до того надоело Господу слушать завистливые жалобы и стенания этого человека, что когда тот пустил по ветру всё своё состояние, даже не пожелал протянуть ему свою руку помощи. Когда же с уст разорившегося посыпались проклятия в адрес Бога и сил небесных, произошёл несчастный случай — в его дом (всё, что у него осталось) попала молния, и тот сгорел дотла.
Горько заплакал человек и побрёл искать прибежища у своих друзей. Однако ни один из них так и не принял его. А некоторые, брезгливо поморщившись, лишь насмехались над горем ещё вчерашнего друга. Ночью он, голодный, уставший и замёрзший, в отчаянии постучал в окно соседки — бедной вдовы с двумя маленькими детишками. Та не держала на него зла и от всей души предложила ему и кров и пищу.
А наутро этот человек стоял в храме на коленях и, заливаясь слезами, просил у Господа прощения за свои глупость и гордыню. Доброта и великодушие некогда презираемой им простолюдинки глубоко тронули его душу. Он молил: «Прости, Господи, за то, что не ценил дары твои и не благодарил тебя за милость твою». Вскоре он помирился с родственниками и те помогли ему построить маленький дом. Так он стал жить в мире и согласии со всеми.
Прошло несколько лет. Бедная вдова, принявшая его в самые трудные дни его жизни, умерла, а её дети остались круглыми сиротами. Постучались они в его дом и попросили приютить их. Посочувствовал человек им, но отказал:
— Дом мой крохотный. Постучитесь-ка вы лучше к тем, кто побогаче. Да и жить привык я один…
Ушли сироты, опечалившись. А наутро человек не смог подняться с постели — неведомая болезнь приковала его к ней. Горько заплакал человек и в отчаянии воззвал к Богу:
— Снова я прогневил тебя, заплатив за свою глупость здоровьем. Почему ты наказываешь меня так строго?
Усмехнулся Господь горько и ответил ему:
— Потому, что не умеешь ты быть мудрым без страданий и горя.
Понял человек всё. Он вымолил у бедных сирот прощения и те с радостью вошли в его дом и помогли ему преодолеть недуг. Тогда человек поблагодарил Господа за милость во второй раз. Отныне он каждый миг радовался присутствию близких людей и их голосам, отдававшимся в его сердце эхом невыразимого словами счастья.
Однажды, когда он сидел во дворе, забавляясь с внуками, мимо дома проходили его бывшие важные друзья. Они узнали его и стали потешаться над его маленьким домом, бедной одеждой и над его играми с детьми. А он лишь поднял свой взор в небеса и возблагодарил Бога в третий раз.
Однажды рыбы в реке услышали, как люди говорят, будто рыбы могут жить только в воде. Услышав это, рыбы очень удивились и стали спрашивать одна другую: что такое вода? Спрашивали, спрашивали — никто не знает. Тогда одна рыба сказала: «Говорят, в море живет старая, мудрая рыба, она, должно быть, знает, что такое вода. Поплывем к ней и спросим ее».
И вот поплыли рыбы в море к тому месту, где жила мудрая рыба и спросили ее, что такое вода. И старая мудрая рыба сказала: «Вода — это то, чем мы живем. Вы оттого и не знаете воду, что живете в ней и с нею».
Что же можно сказать о людях, которые сомневаются в существовании Бога? Они не знают того, что мы, люди, живем Им, движемся и существуем только благодаря Богу. Мы дышим Его воздухом и пьем Его воду, ибо Он — Творец и Создатель наш. Мы принимаем Божии блага ежедневно, но не всегда и не за все благодарим Его. Мы настолько привыкли иметь воздух, воду, свет, что это стало для нас обыденно. Но стоит чему-либо случиться и мы тут же бежим к Богу: «Дай. Помоги». Сразу вспоминаем о Его существовании. Когда наши дети поступают неблагодарно, то нас это огорчает. Насколько же мы сами ежедневно огорчаем Господа своим безразличием!
Один из отцов рассказывал:
– Когда я был в городе Оксиринхе, пришли туда в субботу вечером нищие за милостыней. Когда они легли спать, у одного из них была одна только рогожка: на одной половине он лежал, а другой укрывался. А мороз был сильный. Я слышал, как он, дрожа от холода, утешал себя: «Благодарю Тебя, Господи! Многие богачи сейчас томятся в темнице в железных оковах, а у других и ноги забиты в деревянные колодки, так что они не могут и мочиться. А я как царь: могу вытянуть ноги, могу пойти куда мне угодно». Я стоял рядом и слышал эти его слова, и передал их братиям. Слышавшие получили пользу.
(Древний Патерик)
Один великан жил в своем замке в любви и изобилии. Никто на свете не мог потягаться с ним ни в здоровье, ни в силе, ни в богатстве. Однако, пресытившись всем на свете, великан почувствовал пустоту в сердце, понял бессмысленность своей жизни, и обуяла его тяжкая хандра.
Однажды утром решил он отправиться в путь, чтобы найти какую-нибудь радость и утешение в своей жизни. Оседлал он коня и в сопровождении слуг своих тронулся в путь. Странствовал он долго, но не нашел ничего, что бы душу его развеселило и осветило.
Как-то приблизились они к одной ниве, где вдали трудился некий пахарь. На обочине возвышались огромные дубы с густыми кронами. Сошел великан в тень, чтобы отдохнуть и ненароком бросил взгляд на ниву, на пахаря и заметил необычную картину: один вол лежит на земле, другой стоит в ярме, а пахарь – на коленях с воздетыми руками непрестанно восклицает: «Благодарю Тебя, благодарю Тебя, хвала Тебе, Боже!»
Не уразумев ничего, великан подошел к пахарю и спросил:
– За что ты так благодаришь Бога, приятель?
– Околел у меня один вол, – ответил ему крестьянин.
– Ничего не понимаю, – сказал великан. – Другой бы плакал и кричал, жаловался бы на Небо и землю, а ты благодаришь. Объясни мне, прошу тебя.
Вздохнул пахарь да и говорит:
– Я человек грешный, поэтому меня и постигла беда. Бог за грехи мои взял моего вола. Как же мне не благодарить Его? Кроме того, в прошлые годы Бог мне дал, и у меня было несколько пар волов, и я благодарил Его. Теперь явлена Его святая воля: из последней пары взять одного вола. Я должен быть благодарен Ему, когда Он забирает, так же, как и когда Он дает. Слава Ему и хвала!
Удивился великан еще больше и спрашивает:
– Хорошо, но как же ты собираешься теперь пахать только на одном воле?
– Господь управит, – ответил пахарь, и лицо его осветилось легкой улыбкой.
Великан упрекнул самого себя, что он, живя в неге и изобилии, годами не улыбался так, как этот бедный крестьянин, который остался в поле с одним волом, но не потерял надежды. Тогда великан запустил руку в карман, достал несколько золотых и протянул их крестьянину.
– Вот, возьми, – сказал он, – да купи себе другого вола. Сегодня я от тебя научился многому.
Крестьянин принял деньги и радостно воскликнул:
– Не говорил ли я тебе, господин, что Бог всё управит? – Он опять воздел руки к Небу и громко повторил: – Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!
Великан отправился в обратный путь. Когда же он прибыл на место, то увидел, что его замок объят пламенем. И, глядя на это, он встал на колени, воздел руки и воскликнул:
– Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!
Его слуги удивились такому поступку своего господина, но он им сказал:
– Не удивляйтесь. Я не был благодарен Господу, когда Бог мне давал, зато теперь вдвойне благодарю Его, когда Он отнимает. Теперь настало для меня время труда и усилий с верой в Бога, а это и есть то единственное, что может вернуть смысл и радость моей жизни. Не бойтесь, Господь всё управит!
И великан предался труду созидания нового дворца. Тогда дух его воспрял, на душе прояснилось, сердце развеселилось.
И привык великан изо дня в день благодарить Бога за всё.
Мораль этой притчи ясна: нужно быть всегда благодарным Господу, ибо всякому человеку, в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога.
(Святитель Николай Сербский. Таинственные притчи)
Однажды в пустыне Моисей встретил пастуха. Он провёл с ним весь день, помогая доить овец. Вечером же пастух собрал лучшее молоко в деревянную миску и поставил на некотором отдалении на плоский камень. Увидев это, Моисей поинтересовался, зачем он это сделал.
Пастух ответил:
— Это — Божье молоко.
Моисей был немало озадачен и попросил объяснить подробнее.
— Из всего молока я всегда собираю лучшее и приношу его в дар Богу, — охотно поделился пастух.
Моисей, более утончённый умом, нежели пастух с его наивной верой, спросил:
— И Бог пьёт молоко?
— Да, — прозвучало в ответ, — пьёт.
Понимая, что надо бы хоть немного просветить бедного пастуха, Моисей объяснил, что Бог — это чистый Дух, а потому ничего пить не может. Однако пастух упорно стоял на своём. Их спор продолжался довольно долго. Наконец, чтобы разрешить его, Моисей посоветовал пастуху спрятаться в кустах и убедиться самостоятельно, действительно ли Бог приходит пить молоко. Сам же ушёл в пустыню для молитвы.
Вечером пастух занял удобное место для наблюдения. Когда наступила ночь и взошла Луна, пастух увидел лисичку, бежавшую из пустыни. Та, оглядываясь по сторонам, осторожно приблизилась к миске и, быстро вылакав молоко, снова убежала восвояси.
На следующее утро Моисей обнаружил пастуха очень печальным.
— Что случилось? — спросил он.
— Ты был прав! Бог — чистый Дух и ему не нужно моё приношение.
— Но ведь ты сейчас должен радоваться, потому что теперь знаешь о Боге намного больше, чем знал ранее!
— Да, — печально промолвил пастух, — но единственного, чем я мог выразить свою любовь к Богу, я лишился.
Моисей задумался, ушёл в пустыню и стал усердно молиться. Ночью ему в видении явился Бог, сказав: «Моисей, ты ошибся! Действительно, я — чистый Дух. Но я всегда принимал с благодарностью молоко, которое приносил мне в дар пастух в качестве выражения своей любви. Но поскольку мне самому оно не нужно, я делился им с этой лисичкой, которая очень его любит».
Один учитель, знаменитый своими знаниями, долго и усердно молил Бога показать ему такого человека, от которого бы он мог узнать прямейший путь, удобно ведущий к Небу. Однажды, когда он, проникнутый этим желанием, усерднее обыкновенного воссылал молитвы, ему показалось, что он слышит глас свыше, повелевающий ему выйти из кельи к притвору церковному: «Там, — говорил голос, — найдёшь ты человека, которого ищешь».
Вышел учитель и нашёл у дверей церковных нищего старца, всего покрытого язвами и ранами, в самом жалком виде. Проходя мимо, учитель сказал ему обычное приветствие:
— Добрый день тебе, старец!
А старец отвечал:
— Не помню, чтобы для меня был какой-нибудь день недобрым.
Учитель остановился и, как бы исправляя своё первое приветствие, промолвил:
— Я желаю, чтобы Бог дал тебе счастье.
А старец отвечал:
— Я несчастливым никогда не бывал.
Удивился учитель и, подумав, что не вслушался или не понял его ответа, присовокупил:
— Что ты говоришь? Я желаю, чтобы ты был благополучен.
— А я отвечаю тебе, что злополучным не бывал, — сказал старец.
Тогда учитель сказал:
— Желаю тебе того, чего ты сам себе желаешь.
— Я ни в чём не нуждаюсь и имею всё, что желаю, хотя и не ищу временного благополучия.
— Да спасёт же тебя Бог, — сказал учитель, — если ты презираешь мирские блага. Однако скажи мне, неужели ты один счастливец между людьми? Стало быть, несправедливы слова Иова: человек бо рождён от жены малолетен (Иов. 14:1) и жизнь его наполнена бедами; не понимаю, как один ты умел избежать несчастий?
— Точно так, как я сказал тебе, — возразил старец. — Когда ты пожелал мне доброго и счастливого дня, что я никогда несчастливым и злополучным не бывал, потому что то, что имею, мне Бог дал, за то благодарю. А счастье моё в том и состоит, что я не желаю счастья. Боязнь счастья и несчастья опасна только тому, кто их боится. Но я не забочусь о счастии и никогда не молю о нём к Небесному Отцу, всем управляющему, и, таким образом, я никогда не был несчастливым, подобно тому, желания которого всегда исполняются. Голоден ли я? Благодарю за то Бога, как Отца, ведущего вся, их же требуем (Мф. 6:8). Холодно ли мне, страдаю ли от непогоды, — также хвалю Бога. Смеются ли все надо мною, — равно хвалю Его, потому что знаю, что всё это делает Бог, и невозможно, чтобы то, что делает Он, было худо. Таким образом, всё, — приятное и противное, сладкое и горькое, — принимая радостно, как от руки доброго Отца. Желаю только того, чего желает Бог, и потому всё случается по моему желанию. Злополучен тот, кто ищет счастья в мире, потому что нет здесь другого счастья, как только полагаться во всём на волю Божию. Воля Господня и совершенно добра, и совершенно правосудна; она ни лучшею сделаться, ни худою быть не может. Она судит всех, её — никто. Я стараюсь совершенно её держаться и забочусь только о том, чтобы хотеть того, чего хочет Бог, и не желать того, чего он не желает. А потому и не считаю себя нисколько несчастливым, когда мою волю совершенно соединяю и согласую с волей Божией, так что у меня одно хотение или нехотение: чего хочет или не хочет Бог.
— По убеждению ли своему ты это говоришь? — возразил учитель. — Скажи же мне: так же ли ты думал бы, если бы Богу угодно было послать тебя в ад?
— Богу послать меня в ад? — воскликнул старец. — Но знай, что у меня два плеча дивной силы, которыми бы я ухватился за Него объятием неразлучным: одно плечо — моё глубочайшее смирение, а другое — нелицемерная любовь к Богу. Я бы так крепко обнял Бога, что куда бы ни был Им послан, туда — бы и Его повлёк с собою, и, конечно, для меня приятнее было бы быть вне небес с Богом, нежели в небе без Него.
Удивился учитель ответам старца и понял, что кратчайший путь к Богу — быть во всём согласным с Его волей. Желая, однако, ещё более испытать премудрость старца, столь сокровенную в худой храмине его тела, он спросил его:
— Откуда ты пришёл сюда?
— От Бога, — отвечал старец.
— Где же ты нашёл Бога?
— Там, где оставил всё мирское.
— А где оставил ты Бога?
— В чистоте мыслей и доброй совести.
— Кто ты сам? — спросил учитель.
— Кто бы я ни был, — отвечал старец, — но я так доволен моим положением, которое ты видишь, что поистине не поменялся бы им на богатство всех царей земных. Каждый человек, умеющий владеть собою и повелевающий своими мыслями, есть царь.
— Следовательно, и ты царь: где же твоё царство?
— Там, — отвечал старец, указывая на Небо. — Тот Царь, кому это Царство возвещено несомненными чертами.
— Кто тебя научил этому? И кто дал тебе эту премудрость? — спросил, наконец, учитель.
— Скажу тебе, — отвечал старец, — что я целые дни провожу в молчании и, молюсь ли, упражняюсь ли в благочестивых мыслях, всегда забочусь об одном, чтобы крепко быть соединённым с Богом. А соединение с Богом и согласие с Его волею всему научают.
Так учитель, научившись беседою с нищим и преподавши ему мир, возвратился к себе, хваля и славя Бога, утаившего сию от «премудрых и разумных» и открывшего убогому старцу, младенчествующему злобою (Мф. 11:25).
Жил один святой человек, угодник Божий. Однажды удалился он от людей, стал пустынником и славил Господа, вознося ему молитвы. Много лет прожил он в пустыне отшельником. И вот однажды обратился пустынник к Господу с просительной молитвой:
— Сподобь, Господи, узнать человека, который больше меня самого в благочестье и молитве преуспел.
Сподобил Господь и открыл пустыннику:
— Живёт в городе, рядом с жилищем твоим, один зеленщик, который весьма мне жизнью своей праведной угодил.
Собрался монах в дорогу и в город отправился. Пришёл на рынок и стал людей торговых и прохожих расспрашивать, где ему зеленщика найти. Указали ему люди место и присоветовали, чтобы смотрел он внимательнее, потому как зеленщик тот человек из себя совсем неприметный. Долго искал пустынник зеленщика, но нашёл всё-таки! И впрямь оказался он человеком невидным и незаметным. Стал его пустынник допытывать, чем это он так Господу угодил.
— Человек я маленький, неприметный, — отвечает зеленщик, — и ума не приложу, чем это я Господу угодить сумел!
— Ладно, — говорит пустынник, — а ведомо тебе, благочестивы ли другие обитатели города этого?
— Конечно, благочестивы! — отвечает зеленщик. — Не грешат, спасаются, Господу нашему угождают…
Решил пустынник уразуметь, чем это зеленщик так Господу угодил. Встал поодаль и глядит, как тот торгует. Видит пустынник, что корзина с зеленью пустеет быстро, а вот монет у зеленщика особо и не прибавляется. Просит он за труды свои немного, а часто и так зелень отдаёт людям бедным и бесприютным. Скоро корзина совсем опустела, а пустынника зеленщик в гости к себе позвал и ночлег предложил. Пошли они через весь город. Шли мимо дворов богатых, где музыка играла, и люди там веселились, и бедных, откуда только стенания и плач доносились. Дошли и до лачуги зеленщика. Зеленщик сварил похлёбку из зелени, которой он на рынке торгует, и позвал пустынника за стол.
— Чем же ты живёшь? — спросил пустынник.
— Да вот, что наторгую, на то и живу, — ответил зеленщик.
— Так это вся пища твоя и есть? — удивился пустынник.
— Благодаренье Богу, — ответил зеленщик, — который меня от щедрот своих и питает.
— Как полагаешь, — спросил пустынник, — а другие люди тоже Господа благодарят?
— В городе нашем, — отвечает зеленщик, — живут люди добрые и благочестивые. И все они Господа нашего за щедрые дары его благодарят.
— А вот мы с тобой мимо двора богатого проходили, — говорит пустынник. — И музыка там играла, и вино рекой лилось, и яств всяких преобильно было. Думаешь, и там Бога славят?
— Конечно, славят! — отвечал зеленщик. — Они-то больше всех и славят, потому как щедрее прочих Господь наш их одарил…
В Печерском монастыре был черноризец, именем Арефа. Много богатства имел он в своей келии и никогда даже хлеба не подал нищему. Так был скуп, что и себя самого морил голодом. В одну ночь воры обокрали его. Арефа от великой скорби хотел себя погубить и многим докучал обвинениями. Мы все молили его прекратить поиски, но он и слушать не хотел. Старцы утешали его, он же досаждал всем жестокими словами. Через несколько дней впал он в лютый недуг, уже был при конце, но и тут не унимался от ропота и хулы. Господь, всем хотящий спасения, показал больному пришествие Ангелов и полки бесов, и он начал взывать: «Господи, помилуй! Господи, я согрешил! Все то Твое, я больше не ропщу!» Освободившись от болезни, он рассказал нам, что было ему такое видение: «Пришли Ангелы, также и бесы, и начали они состязаться об украденном золоте, и сказали бесы: он не похвалил, а похулил <Бога>, и теперь он наш и нам предан. Ангелы же говорили мне: «О, окаянный человек! Если бы ты поблагодарил Бога за украденное, то вменилось бы тебе, как Иову. Великое дело пред Богом милостыня, но кто благодарит за украденное – делает более; диавол желает довести человека до хулы, а благодарением пострадавший передает все Господу – так это более милостыни». Я стал кричать: «Господи, прости, больше не ропщу», – и бесы исчезли, а Ангелы возрадовались». С тех пор Арефа всегда славил и благодарил Бога.
Один человек чувствовал себя очень обязанным Господу Богу, поскольку счастливо спасся от угрожавшей его жизни опасности. Он спросил своего друга, что ему сделать, чтобы отблагодарить Бога по достоинству. В ответ тот рассказал ему такую историю.
Мужчина всем сердцем любил женщину и просил её выйти за него замуж. Но у неё на этот счёт были совсем другие планы. И вот однажды они вместе шли по улице, и на перекрёстке женщину чуть не сбил автомобиль. Она осталась в живых только благодаря тому, что её спутник, не потеряв присутствия духа, резко рванул её назад. После чего женщина повернулась к нему и произнесла: «Теперь я выйду за тебя».
— Как ты думаешь, как чувствовал себя в этот момент мужчина? — спросил друг.
Но вместо ответа тот лишь недовольно скривил рот.
— Видишь, — сказал ему друг, — может быть, ты сейчас вызываешь у Бога те же чувства.